7+

Сайт муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 40 города Кызыла Республики Тыва"

Логопед

Таль Наталья Викторовна.

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: коррекционная педагогика

Увлечения: путешествия, музыка

Место работы: МАДОУ «Детский сад» №40

Образование; высшее

Звание, ученая степень: «Почетный работник образования РФ»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель.

Л.Н.Толстой.

 О себе:

С 1997 года работаю учителем-логопедом МАДОУ № 40 г. Кызыла РТ. Люблю детей и горжусь своей профессией. Очень люблю жизнь во всех ее проявлениях. Считаю, что главное в жизни любить и работать по-настоящему. Уверена, что честность, порядочность, трудолюбие и доброта — основные черты педагога.

     «Терпение, настойчивость и труд — вот три непременных слагаемых успеха». Детей люблю искренне, они всегда отвечают мне тем же. С ними нельзя фальшивить и кривить душой — они это чувствуют. Считаю, что профессию выбрала по душе и призванию. Счастлива, что у меня есть семья, дети, внуки. Ощущаю себя счастливым человеком. Умею помогать, защищать, являюсь наставником молодых специалистов.

     Ценю в людях юмор, жизнерадостность, профессионализм. Стараюсь делиться знаниями и опытом, умею отдавать, радуясь, что мои знания могут помочь.

«Жизнь — это бумеранг. Наши мысли, поступки и слова, рано или поздно с удивительным постоянством возвращаются к нам». (ФлоренсСкавел-Шинн)

Консультации для родителей.

 «Игровые приемы для развития навыков  словоизменения и словообразования у дошкольников»

Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.

Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:

         Достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова);

         Устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения — сторон грамматического строя речи.

Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом)

Формирование навыков словоизменения                          

Дидактическая игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»

В наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и фруктов, разноцветные кружочки, кисточки. Дети выбирают предметы для окрашивания в заданный цвет. В процессе «раскрашивания» составляют словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают» понарошку.

Подвижная игра «В зеленом лесу»

В зеленом, зеленом лесу (дети маршируют)

Зеленый листок, как флажок, я несу. (вытягивают правую руку вперед)

Зеленая шишка под елкой лежит. (наклоняются вперед, «берут шишки»)

Зеленая музыка где-то звучит. (прикладывают сначала к правому уху правую ладошку, затем к левому левую)

Зеленый кузнечик в зеленой траве (прыгают на обеих ногах)

Играет зеленую песенку мне. (имитируют игру на скрипке)

                                                                                        А.Стройло

Формирование навыков словообразования

Дидактическая игра «Семья» с предметами – заменителями

Детям предлагается набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера.

Выбрав круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, они раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных.

Подвижная игра

Вечер зимний в небе синем (дети встают со стульев)

Звезды синие зажег. (встают на носки, потягиваются)

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок. (потряхивают руками, тихонько приседают)

                                                                                                    А.Фетисов

Использование перечисленных игр способствует не только совершенствованию грамматического строя речи дошкольников, но и содействует их сенсорному развитию.

«Речевая азбука для родителей»

Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина – би-би.А вот собака – ав-ав»). Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса, интонационная выразительность.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки при этом не раздувать).

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте  его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображено на них; побуждайте ребенка отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Что делает?

Речевое развитие детей пяти лет

В возрасте 5 лет заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки.

Дети начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. В пять лет активный словарь должен достигать до 3000 слов.

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д.).

У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков( «Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ

  1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
  3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
  5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
  7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

 

«Трудный звук».

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные  звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

С младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцирование  этих движений развивается у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Самым трудным для ребенка является звук Р. Поэтому он появляется значительно позже других звуков и часто произносится неправильно.

Как правильно произносить звуки Р, РЬ?

    При произнесении звука Р  рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком.

    Зубы разомкнуты.

    Кончик языка поднят к основаниям верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным  зубам.

    Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол («бугорков»).

    На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

    Мягкий звук РЬ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть языка поднимается к твердому небу, кончик языка находится ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Р, РЬ

«Заборчик». Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

«Трубочка».Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – «трубочкой». Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

«Вкусное варенье».Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Почистить верхние зубы».Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Лошадки».Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Маляр». Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

«Грибок».Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). 

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

«Фокус».Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Барабанщик».Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д-д. Сначала произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

«Индюк»Цель. Вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

 

                  Советы родителям

 

                       «Развиваем речь ребенка летом: на прогулке, на кухне, на даче.»

 

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, дети которых посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. А если речь ребенка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Любому росточку легче расцвести на взрыхленной и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном пустыре.

Как проводить домашнее занятие по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:

-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.

Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего малыша.  

Уважаемые родители, развивайте в себе навыки воспитателя речи и через некоторое время Вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды. Желаем успехов!

«Развитие речи детей раннего возраста»

 Ранний возраст (0 -3 лет)- очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллект и речевого развития. Причем эти слова должны исходить от тех, кто заботиться о нем.

В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?

    У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба.

    К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

    Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

    Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

    Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

    У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

    В речи появляются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывание.

    Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттеком.

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелее протекание беременности.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

    Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.

    Применять прием показа с называнием в предметных ситуациях.

    Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

    Использовать прием дополнения детского высказывания.

    Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.

    Петь песенки.

    Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

Не следует в разговоре с детьми, особенно,  после 1г.6 мес. пользоваться словами с искаженным звучанием или несовершенными «детскими».

Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.